воскресенье, 26 марта 2017 г.

Надгорный А.Д.История Судакского городского лицея-1. 2007

Замысел
            Существует точка зрения, что идея открытия лицея принадлежит группе педагогов, работавших в лицее с момента его открытия. Точка зрения достаточно мифична, так как не отражает специфичности процессов, приведших к рождению лицея. Итак,как это было. Все началось осенью 1989 г., когда в кабинете первого секретаря Судакского райкома КПУ А.П.Польщикова появился академик Российской академии образования, кандидат физико-математических наук Н.Г.Алексеев. К этому событию имели отношение ныне проживающие в Судаке А.В.Пашков и Ю.А.Гришанин, занимавшие тогда ответственные посты в аппарате райкома. Еще более близкое отношение к этому событию имел тогда мало кому известный
Н.Н.Павлов.
         Что привело известного ученого в Судак? Предложение метода выхода из организационно-идеологического кризиса, в котором находилось руководство района, равно как и руководство всей страны. Основной сущностью нашего локального кризиса можно было посчитать отсутствие перспективы развития района во всех сферах, в том числе и в образовательной. Н.А.Алексеев предложил использовать для выхода из этого кризиса ОРГАНИЗАЦИОННО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНУЮ ИГРУ.
           Что это такое- объяснять долго. Очень кратко- это метод организации деятельности людей, испытывающих проблемы. Кстати, любые. Метод был разработан в рамках нового научного направления- методологии ( основатель-Г.П.Щедровицкий). Эффективность этого метода достаточна высока при одном условии. Если участники этой игры действительно имеют проблемы в организации собственной деятельности и этих участников не менее 10 и не более 45. Нужно добавить, что в результате ОДИ появился и лицей, и Судакский колледж управления (в дальнейшем, Судакский факультет ТНУ).
Итак, осенью 1989 г. было принято историческое решение провести в Судакском районе серии           ОДИ с помощью команды московских методологов. Почему именно в малом Судаке? Потому что в Судак вернулся один из членов московской методологической команды Н.Н.Павлов, который стал создавать, выражаясь языком методологов, «собственное образовательное пространство». Так или иначе, весной 1990 г. в пгт. Планерское (ныне Коктебель) была проведена первая игра, посвященная проблемам развития Судакского района. Так получилось, что наиболее перспективным направлением оказалась образовательная сфера.
Поэтому в дальнейшем была проведена серия образовательных ОДИ ( с августа 1990 г. по декабрь 1991 г),в ходе которых родилась идея сделать Судак инновационным jбразовательным центром по меньшей мере юго-востока Крыма. Активное участие в этих играх и педагоги, в последствии работавшие и работающие в лицее. Приняли Ваш покорный слуга, Ю.А.Гришанин, А.С.Заболотский, А.П.Абрамишвили. Но ведущую роль в организации инновационных образовательных процессов сыграли Н.Н.Павлов и Л.А.Шремф, ставший11 с декабря 1991 мэром Судака (1991-1998, 2002-2006).
Именно эта группа методологов и игротехников поставила перед собой задачу-формирование региональной системы непрерывного профессионального образования, элементами которой должны были стать и лицей, и колледж. Итак, замысел состоялся.
РОЖДЕНИЕ
              Лицей родился в июне 1993 года, когда Совет Министров Крыма принял решение об его открытии на основании решения Судакского городского Совета. Начался трудный процесс подготовки открытия нового учебного заведения. Проблем было много. От набора педагогического коллектива и учащихся, до обеспечения материальной базой. Я тогда работал зав.отделом образования ( а в лицее по совместительству)и помню,как тяжело приходилось финансировать этот процесс.
            Хочу отметить, что только в 1993-94 гг. отдел образования обеспечивал финансирование деятельности лицея в приоритетном объеме. Так, только лицей имел тогда полноценный компьютерный класс с доступом в Интернет.Только для лицея был приобретен автомобиль для подготовки водителей.Чувствовалось, что администрация города заинтересована в развитии лицея, видя в нем будущее высшее учебное заведение ( при лицее была открыта лаборатория проектирования региональной образовательной системы).
       Необходимо сказать, что уже при рождении лицей имел ряд неприятных «родимых пятен».Это и отсутствие собственного спортивного зала и столовой.И некоторое другое. С 1999 года ситуация изменилась.Был принят новый закон «О полном среднем образовании», согласно которому лицей должен быть профессиональным учебным заведением академического типа (т.е. готовить для поступления в высшие учебные заведения, что отличает лицей академический от технического, который является аналогом ПТУ. Была принята концепция профильного обучения. Наконец, предложение высшего образования значительно превысило спрос ( что получило свое отражение в открытии на базе ОШ№2 курсов довузовской подготовки ХАИ). Отметим, что именно с 1999 года лицей прекратил осуществлять профессиональную подготовку, которая была возрождена только в 2003 году.
         В августе 2002 года я стал директором лицея. Почему именно я? Во-первых, для лицея я не был чужим, так как с 1993 по 1997 гг, 2000-2001 гг. работал в нем в качестве учителя ( когда по совместительству, когда как основной работник). Во-вторых, и мне кажется это самое главное, я был участником методологической команды, разработавшей концепцию региональной системы непрерывного профессионального образования.
       Задачи, которые я поставил перед собой и выполнил: Обновление компьютерного парка лицея ( в 2002 году только 3 машины поддерживали OS WINDOWS); Заключение договоров о сотрудничестве со многими вузами; Интеграция в рабочем учебном плане довузовской и профессиональной подготовки. На базе лицея проводились республиканские мероприятия, 7 лицеистов в марте 2007 г. стали кандидатами в действительные члены МАН. Пятый год лицеисты имеют возможность вместе с аттестатом получить и государственное удостоверение оператора компьютерного набора. Четыре года на базе лицея проходили досрочные вступительные испытания в Харьковский национальный автодорожный университет ( там теперь настоящая лицейская община), Крымский институт бизнеса, Крымский национальный индустриально-педагогический университет.Это отразилось на авторитете лицея в городе- в 2005 г. в лицее обучалось 236 человек. К сожалению, не все удалось сделать.
        В условиях реализации Болонской системы в высшем образовании ( один аспект которой-это внешнее независимое оценивание) для лицея это представляет значительную опасность, ибо педагоги лицея должны не только понимать необходимость инновационных содержательных перемен в обучении, но и осуществлять их. А сущностью этих перемен, на мой взгляд, должно стать внедрение вузовских методов как обучения, так и организации учебного процесса, расширение профессиональной подготовки.
А.Д.Надгорный (октябрь 2007)

P.S. Данный текст является единственно верным.За ссылки с других сайтов автор ответственности не несет (май 2009)